Лицензирование и аккредитация в системе здравоохранения: СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Даже простое сопоставление дат издания нормативных документов по лицензированию (1994-1995 г.г.) и стандартизации (1998 г.) показывает, что реальные потребности социально-экономического развития в России и военно-медицинской службы в составе ВС РФ вынуждают проводить аккредитацию и лицензирование до создания базового фундамента в виде стандартов медицинской деятельности. В настоящее время, согласно «Основным положениям стандартизации в здравоохранении» допустимо использование в качестве стандартов территориальных и ведомственных материалов, определяющих содержание диагностических и лечебно-тактических мероприятий при различных нозологиях соответственно профилю учреждения. Процедура аккредитации и лицензирования медицинских учреждений по сложившейся практике проводится в рамках единого процесса в лицензионно-аккредитационных комиссиях, а сертификация и лицензирование отдельных работников - в государственных комиссиях, государственных научных и учебных медицинских учреждениях, имеющих опять-таки лицензию на этот вид деятельности.
Порядок лицензирования и аккредитации военно-медицинских лечебно-профилактических учреждений.
Приказ Минобороны РФ от 15 июня 1999 г. № 205 «О лицензировании военно-медицинских учреждений МО РФ, порядке оказания медицинской помощи населению и учета полученных денежных средств по программа обязательного и добровольного медицинского страхования» регламентирует это вид деятельности в Вооруженных Силах России.
Инструкция (приложение к приказу МО РФ 1999 г. № 205) определяет, что прием больных на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения МО РФ по программам обязательного медицинского страхования осуществляется по страховым медицинским полисам, а по добровольному медицинскому страхованию - по заключенным договорам с отдельными физическими лицами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Стоимость обследования и лечения больных, поступающих по страховым медицинским полисам, определяется по тарифам соответствующих территорий субъектов РФ, а при добровольном медицинском страховании - в соответствии с заключенными договорами по ценам выше действующих тарифов.
Денежные средства, поступающие по программам ОМС, зачисляются на восстановление соответствующих бюджетных статей МО РФ и используются в порядке, установленном классификацией расходов по смете МО РФ (приказ МО РФ 1990 г. № 200).
Денежные средства, поступающие по программам добровольного медицинского страхования за вычетом сумм расходов по смете МО РФ, зачисляются на вид 112 внебюджетных средств и используются в такой пропорции:
- 20% не реже 1 раза в месяц перечисляются в ГУ военного бюджета МО РФ и используются по решению начальника ГВМУ МО РФ;
- 80% - на приобретение медицинского оборудования, медикаментов и на развитие материально-технической базы военно-медицинского учреждения по смете, утверждаемой начальником военно-медицинского управления округа (флота), для военно-медицинских учреждений центрального подчинения - начальником ГВМУ МО РФ.
Необходимым условием участия военных ЛПУ в оказании медицинских услуг по программам ОМС и ДМС и в оказании платных медицинских услуг является аккредитация и лицензирование военных ЛПУ.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 г. № 158-ФЗ в гл. III предусматривает виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Ст.17 федерального закона к ним, в числе прочих, относит:
- - медицинскую деятельность;
- -фармацевтическую деятельность;
- -хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- -техническое обслуживание медицинской техники;
- -хранение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в ст.2. федерального закона «О наркотических и психотропных веществах»;
- -хранение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанных в ст.2 упомянутого закона;
- -отпуск и реализация, распространение, приобретение, использование и уничтожение наркотических и психотропных средств;
- -деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.
Статьям федерального закона соответствует «Положение о лицензировании медицинской деятельности», утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 350.
В Положении, в частности, говорится, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, именуемыми лицензионными органами.
В случае, если лицензиат осуществляет несколько видов медицинской деятельности, в лицензии каждый вид медицинской деятельности указывается раздельно. Это имеет особое значение для военных ЛПУ, каждое из которых по сути своей организации является многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением. Для получения лицензии заявитель представляет в лицензионный орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка, вида медицинской деятельности, срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов, нотариально заверенных, или оригиналы;
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
д) справку налогового органа о постановке на учет;
е) сведения о профессиональной подготовке специалистов, осуществляющих лицензируемую деятельность;
ж) данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются лицензионным органом. Требовать от заявителя документов, не предусмотренных «Положением о лицензировании медицинской деятельности» запрещено.
Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, имеют учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течении 30 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы - не позже 60 дней.
К основаниям для отказа в выдаче лицензии относится экспертное заключение, установившее несоответствие условий требованиям, предъявляемым к осуществлению соответствующего вида деятельности.
Лицензия выдается на срок не менее 3-х лет. В случаях, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее зарегистрированные копии с указанием места расположения конкретного объекта. Контроль за соблюдение лицензиатом условий, предусмотренных лицензией, осуществляется лицензионным органом.
Закон о медицинском страховании граждан в РФ (раз.4, ст.21) определяет понятие лицензирования и аккредитации медицинской деятельности.