Лицензирование и аккредитация в системе здравоохранения: ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Десятки лет практическая деятельность врачей, провизоров и специалистов медицинских и фармацевтических профессий со средним профессиональным образованием в нашей стране начиналась с момента окончания высшего или среднего специального учебного заведения и получения диплома врача, провизора или специалиста со средним медицинским образованием (фельдшер, акушерка, медицинская сестра, фармацевт и т.д.).
По существовавшей практике за 6 лет обучения готовилась огромная армия врачей. Единственным документом, разрешающим врачу практиковать был диплом врача. Аналогичная (разная по продолжительности) схема сохранялась при подготовке других специалистов здравоохранения. На практике это значило, что выпускники медицинского (фармацевтического) ВУЗа после успешного завершения образования, имея в руках диплом (документ о государственном образовании и присвоении квалификации), автоматически получали и допуск к самостоятельной практике в учреждениях здравоохранения.
Такой процесс подготовки врача и других медицинских работников не имел аналогов в мировой практике. В целях приближения образовательного стандарта к мировому уровню, в нашей стране с 1968 года для специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием был введен дополнительный год обучения - интернатура. Это 7-ой год обучения - период практической подготовки будущего врача-специалиста. Окончание интернатуры стало обязательным условием для начала самостоятельной профессиональной практики. На деле же выпускники ВУЗов допускались к постели больного один на один уже во время прохождения интернатуры.
Таким образом, специалист с незаконченным высшим образованием оказывался (и оказывается в настоящее время) включенным в процесс самостоятельного лечения больных без наступления юридического права.
Это также не имеет прецедентов в мировой медицинской практике, так как подобные нарушения называются за рубежом незаконным врачеванием и влекут за собой юридическую ответственность.
Медицинская (фармацевтическая) практика разрешается только тем специалистам, которые имеют законченное специальное образование, соответствующее государственному образовательному стандарту, государственный документ об образовании, сертификат специалиста и государственную лицензию, дающую юридическое право на медицинскую или фармацевтическую практику.
В нашей стране понятия "лицензирование" и "аккредитация" вошли в практику здравоохранения с 1991 года, с началом реформирования российского здравоохранения и выходом Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Однако настоящая кадровая реформа здравоохранения началась с выходом в июле 1993 года "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в дальнейшем "Основы"). Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в соответствии со ст. 54 "Основ" был пересмотрен порядок допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, начаты процессы лицензирования и аккредитации медицинской, затем фармацевтической деятельности, появились новые понятия, такие как сертификация и т.д. Вместе с этим остались действующими процессы дореформенного периода (например, аттестация специалистов).
К сожалению, реформа кадровой политики в здравоохранении не избежала "штурмовщины", при которой все изменения вводятся на фоне очень зыбкой нормативно-правовой базы. Доработка многих законодательных документов ведется по ходу вводимых изменений.
Все это внесло много путаницы в практическую работу. Различные трактования и практическая реализация несовершенных нормативных установок приводят к непониманию медицинским персоналом вводимых новшеств в кадровой политике здравоохранения периода реформ, а часто - к полному отрицанию и неприятию необходимости изменений.
И все же реформа идет. В настоящее время определены условия допуска к занятию профессиональной медицинской и фармацевтической деятельностью.